Знамя Мира

По мере выхода томов «Грани Агни Йоги» вокруг них разгораются страсти. И устно, и письменно, и в публикациях звучат самые разнообразные мнения. Зачастую эти мнения крайне полярны, начиная с утверждения о том, что «Грани Агни Йоги» есть продолжение и развитие Учения Живой Этики, соответствующее данному времени, и до обвинений автора записей Б.Н. Абрамова во лжи и в связях с тёмными. Редакция не считает возможным представлять на своих страницах весь спектр мнений, бытующих сейчас в пространстве рериховского движения, или разворачивать дискуссию по этому поводу. Вместе с тем мы полагаем, что ниже публикуемые материалы помогут многим правильно разобраться в проблеме «Граней Агни Йоги» и понять, что собой представляет человек, записавший их, и с кем он в действительности был связан.

 

«ГРАНИ АГНИ ЙОГИ» — «ЗА» И «ПРОТИВ»

«Грани Агни Йоги», труд, представляющий собой записи Бориса Николаевича Абрамова, ученика Николая Константиновича Рериха, полученные, как полагает новосибирский издатель Б.А. Данилов, из Высокого Источника, попали в поле зрения рериховцев несколько лет назад. Они не сразу завоевали внимание. Помогла тому просто спасительная выписка из «Писем» Елены Ивановны Рерих. В ней она положительно отзывается об Абрамове. Надо сказать, что рериховцы — читатель не слишком искушённый, он доверяет больше авторитету Учителей, Рерихов, Блаватской и некоторых других известных нам творцов и деятелей, что-то когда-то говоривших или писавших о тех или иных трудах. Большей частью именно поэтому мы пытаемся вникнуть в учение Оригена, Платона, Плотина, Парацельса, читаем романы Бульвера Литтона, интересуемся «Теогенезисом» и «Учением Храма». Вполне возможно, что не будь этих свидетельств, многие, многие, очень многие рериховцы, не обладающие пока нужной широтой сознания, отвергали бы многие бесценные труды.

«Грани Агни Йоги» оказались слабо защищены авторитетом, так как Е.И. Рерих упоминает только о самом Абрамове, но не о Записях, появившихся значительно позднее*. «Грани» остались открытыми для самостоятельного анализа. Одни читатели не усмотрели качественной разницы между «Гранями» и Агни Йогой, другие интуитивно почувствовали Единый Источник обоих Трудов, третьи встали в оппозицию. Выступая в роли защитника «Граней Агни Йоги», я хотел бы рассмотреть возможные причины столь негативного отношения к серии книг, автором которых является ученик Н.К. Рериха.

* * *

«Грани» — труд 60-х годов, Агни Йога — 20-30-х. Разница между ними не только в характере изложения, но, самое основное, в фокусе, на котором Учитель концентрирует внимание. Агни Йога тревожна, звучит постоянная дилемма: быть Планете или не быть, быть цивилизации или нет. Не было известно до конца 50-х, сможем ли мы пройти критический пик, самый критический в истории Земли и нашего человечества. Напряжённость неизвестности — именно так. Всё-таки страшная это вещь — свободная воля. В сумме человечества она, малопредсказуемая и малоуправляемая, могла поставить точку в незавидной нашей истории. Мне думается, 90% вопроса разрешила Великая Отечественная война, определившая судьбу мира (ибо кто ещё мог, проиграй Россия войну, противостоять Гитлеру и всему тёмному миру?), висевшую на волоске: под Москвой до Конца было несколько километров, под Сталинградом — несколько сот метров. Когда армия Паулюса была окружена и взята в плен, Геббельс восклицал, что это не поражение Германии в войне с Россией, но поражение одной из сторон в глобальной битве Добра и Зла.

В 1948 году умер злой гений Сталина Жданов, и Россия вздохнула, не зная, возможно отчего, свободно. А в следующем году произошло то событие, которое решило дилемму «быть или не быть».

Из писем Е. Рерих: «Скажу Вам только — Армагеддон закончился поражением врага. Новая Эра началась 17 октября, когда враг был изгнан из нашей Солнечной Системы». (От 1.10.1949 г., 3. и Г. Фосдикам в Америку). «Радостно сознавать, что последний бой Сил Света с Иерофантом Зла закончился поражением последнего и удалением его из нашей Солнечной Системы. Конечно, приспешники зла многочисленны и будут продолжать злые действия, но они будут слабеть, не получая нового притока сил и поддержки от своего тёмного владыки. На Земле после грядущего очищения станет много легче существовать. Твердыня Зла рушилась вместе с её Хозяином… Судьба всей планеты висела на волоске». (От 27.10.1949 г., им же).

О том же в «Гранях Агни Йоги»: «Главная победа одержана, и уничтожен глава чёрных полчищ, но тьма всё же сильна, и иерофанты её в безумстве отчаяния готовы на крайние меры, готовы даже погибнуть, лишь бы противодействовать Общему Благу. От воинов Света требуется единение, стойкость и решимость выстоять до конца, который уже близок. Единение и победа — пусть будут эти слова призывом к последнему бою». (V, 556).

Видимо, именно этот поворот событий вызвал такие действия Учителей, как явление «Граней» через Абрамова в частности. В этих беседах более нет такой напряжённости планетарного масштаба. Весь упор перенесён на личность и индивидуальность. Каждому говорится: «Люби, ищи Красоту, действуй». Действуй, действуй, действуй! Гляди в себя, помни о смерти… То, что ты не изжил, встанет перед тобой во всей неприглядной реальности после перехода; избавься от низших качеств до конца земного срока… Миры прекрасные недалеки, напряги слух, отмечай неожиданное… Сферы звучат… Будь созвучным им, Сердцу, Учителю… «Внимай песне жизни. Она космична. Не суета на кухне, но музыка сфер звучит в ней. Каждое преодоление земных голосов к ней приближает. Она звучит в великих произведениях искусства, во вдохновении певцов и поэтов. В подвигах духа звучит эта песнь. Ухо к ней преклонивши, можно слушать её. Нет на Земле ничего ценнее её утончённых звучаний. Песне жизни внимай». («Грани Агни Йоги», V, 126).

Личность эфемерна. Индивидуальность зрит в Вечность. Близорукий видит земное, мудрый зрит за пределы одной жизни и планеты, в Будущее. Неотвратимое прекрасное Будущее — главная звучащая нота «Граней»:

«Обратили ли внимание на то, как Мы перекидываем мосты в будущее поверх уявлений текущего дня. Если и затрагиваем их, то постольку, поскольку они могут быть протянуты в будущее, не ограниченное одной жизнью».

«Жить в будущем уже тем хорошо, что это условие приближает будущее к человеку. Мысль — это реальная сила. Сливаясь с будущим, она делает его осуществимым в доступных сознанию формах — как бы перекидывается мост через невозможное и не достижимое мозгом. Но даже и понятие невозможного — относительно. Всё то, чего достигли люди в настоящее время, даже сто-двести лет тому назад считалось невозможным и граничило с чудом. Но чудес нет, и невозможное сегодня становится завтра возможным. Учение утверждает, что всё возможно. Это следует понимать так, что в пределах изученных и неизученных Законов Вселенной всё возможно и всё достижимо». (V, 21; VII, 584.)

Громыхание в «Гранях» есть, но звучание иное. Да, перемены неизбежны, но не столь катастрофичны, скорее, в пределах приемлемой эволюции. Будет сход Пятой Расы, будут болезни и землетрясения, иные катаклизмы и войны. Напряжение будет нарастать, тьма возрастать в своих выявлениях, доходящих до абсурда, пока самой той абсурдностью не оттолкнёт от себя человечество окончательно. Такова Тактика Adversa, применяемая Учителями, такова необходимость, диктуемая Законом Кармы. «Трудно положение планеты, за исключением немногих оазисов. Хаосом пользуется тьма для утверждения себя среди сил разрушения. Каждое неуравновесие стихий сопровождается активностью сил тёмных. Трудно положение планеты и напряжено до предела. Все силы надо собрать, чтобы удержаться и не поддаться воздействию сил тьмы и разрушения. Нехорошо в мире. Нужен великий дозор, великая осмотрительность, зоркость и осторожность. Небывалое время, ибо подходим к пределу». («Грани Агни Йоги», V, 173). Предел наступает, о чём предуказано Еленой Ивановной Рерих и подтверждается самим настоящим ходом вещей. За пределом же, верится, не катастрофа, а смещение Рас.

«Приход Новой Расы неотвратим, ибо это новая ступень человечества. Наступление Нового века неотвратимо, ибо это есть явление космического порядка, не зависящее от противодействия недоумков. Суждён новый Мир. Он будет. Так будет, так быть должно — это решение Эволюции. Суждённому быть надлежит» (V, 1).

* * *

Что же не понравилось противникам «Граней»? Отчего они ставят их в один ряд с подделками? Самое основное — это желание ограничить движение книгами Агни Йоги и лишить его творческого поступательного движения сознания. Потому их аргументы — это: Агни Йога есть последний Огонь, последняя Пища и Вода. Живое Учение хотят превратить в мёртвый догмат.

Они выступают в роли Иринея и Тертуллиана, предполагая снабдить нас Преданием и догматами? Мне представляется, что они с удовольствием запретили бы читать и «Учение Храма», если бы не было соответствующей записи у Е.И. Рерих, Оригена, если бы о нём не было ничего сказано, и многое другое. Непосильную задачу взвалили на себя эти люди, решив построить плотину поперёк всевозрастающей лавины воды. Но максимум, что им удастся — это отвести небольшой поток в стоячие воды болота.

* * *

Хорошо, непредвзятости ради допустим, что «Грани» есть подделка. Если подделка, значит автор — лжец. И рано или поздно он должен попасться на лжи, на противоречии самому себе и, тем более, Агни Йоге, ибо какая лжецу польза от чистой незапятнанной правды? Могут ли подобные эксперты удовлетворить наш естественный интерес и, указав явно ложные места в «Гранях», привести доказательства своей правоты?

* * *

Конечно, стиль изложения Агни Йоги и «Граней» различен. Также различен один и тот же свет, проходящий через две разные призмы. Елена Ивановна Рерих была очень высоким духом, потому во многих беседах и даже отдельных книгах («Беспредельность») нужно до предела напрягать интуицию, чтобы проникнуться мыслью и пытаться подняться хотя бы до той высоты, с которой отдалённо видна реальность, возвещаемая Агни Йогой. «Грани» в этом отношении проще, ибо Абрамов ближе к нам: вместо тезисов — пространные беседы, развёрнутое освещение многих основных вопросов, вместо натянутой струны — аккорд спокойствия.

* * *

Как уже говорилось, эти ревнители истины постоянно утверждают, что Агни Йога является последней Пищей, последней Водой и последним Огнём. Однако, они опускают важное слово, с которым контекст приводимой ими выдержки из Учения ощутимо меняется. Сказано: как последним Огнём, и т.д. К сожалению, я не помню, в какой книге Агни Йоги эта Беседа, но смысл запомнился чётко**.

В общих чертах он таков: можно долго искать учение и Учителя, но если они найдены, сомнения и метания прекращаются; те, кто избрали для себя Агни Йогу, должны держаться её, как последних Пищи, Огня, Воды. Конечно, это не означает, что Агни Йога является последним Учением, после которого уже ничего более невозможно, как желали бы нас убедить. Специально для этого я приведу следующую Беседу полностью:

«Сокровенное Учение не может застывать на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасается. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания. Наука даже в блужданиях находит новые сочетания. От таких нахождений утверждаются основы, прежде обнародованные. Каждая премудрость неопровержима, но она будет иметь своих продолжателей. Почитая Иерархию, чтут и вестников Её. Мир живёт движением, и выдача Сокровенного Учения утверждается продвижением. Скудоумы назовут такое продвижение нарушением основ, но мыслители знают, что жизнь в движении.

Даже познание языков умножит восприятие новых нахождений. Сколь же больше принесёт освобождённая мысль! Каждое десятилетие открывает новый подход к Сокровенному Учению. Читавшие его полвека назад читали его совершенно иначе. Они подчеркнули совершенно иные мысли, нежели читающие сейчас. Нельзя говорить о Новых Учениях, если Истина Едина. Новые данные и новое восприятие их будут лишь продолжением познавания. Каждый мешающий такому познаванию совершает преступление против человечества. Последователи Сокровенного Учения не могут затруднять путь познания. Кто может нарушить познавание, тот не есть последователь Истины. Век сдвигов народов должен особенно оберегать каждую стезю науки. Век приближения великих энергий должен открыто встретить эти светлые пути. Век устремления в Высшие Миры должен быть достоин такого задания. Свара и ссора есть удел сорняков». («Братство», 1937 г., Беседа 188.).

* * *

Рериховцам я хотел бы только напомнить Учение Будды, которым нужно руководствоваться в любой неизвестности, во всех спорных вопросах: не верить книгам только потому, что они написаны мудрецами, не верить традициям только потому, что они имеют тысячелетние корни, преданиям только потому, что они принесены отцами, но верить всему тому, что подтверждается нашим опытом и сознанием. Не доверяйте вашей души современным учителям, желающим наставить вас на все случаи жизни, надейтесь только на себя. Просто прочтите «Грани», и если ваше сердце не лежит к ним, отложите, но если почувствуете, что Источник один, ничего более не бойтесь. Как правило, эти люди постоянно твердят о Сердце, о его решающей роли, но разве не они первые это Сердце умаляют? Ведь один из основных аспектов Сердца есть различение Истины ото лжи, Добра от зла. Сердце суть философский камень, его прикосновение вскрывает суть всего для того, кто умеет Сердце слышать. Сердце — врата Дхармадхату, Мудрости распознавания. Далеко не всякий ею обладает, сие редчайший дар, особенно ценившийся в древности среди жрецов и посвящённых, следствие достижения в прошлых жизнях больших духовных высот. Потому — верьте своему Сердцу.


* Автору статьи, видимо, не известно письмо Е.И. Рерих от 28.12.54, адресованное Б.Н. Абрамову, опубликованное в книге «Устремлённое сердце», изданной Сибирским Рериховским обществом в 1997 году (стр. 9). — Ред.

** §. 130, Община.

Сергей Овер, г. Хабаровск.

«Новая Эпоха» («Мир Огненный»), № 4 (15) 1997 год.


Назад | В Библиотеку | На главную страницу

 



Hosted by uCoz