Современники его сравнивали с Леонардо да Винчи. Лингвист, историк, этнограф, археолог, он был умён, талантлив, энциклопедически образован и фантастически работоспособен. Россия знает его как создателя 7 тысяч картин. Многие из них написаны в Гималаях при минусовой температуре. Они представляют собой художнический подвиг. Публицистическая деятельность Николая Рериха известна на Родине хуже. Более 30 книг, сотни статей и очерков стали доступны нам лишь в последнее время, да и то относительно. Общественная деятельность, сыскавшая Рериху мировую славу, в России почти неизвестна. Тем отраднее, что Москва стала местом проведения общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха.
Идея нравственного совершенствования была в его творчестве ключевой. Посвятив себя бесконечной духовной работе в попытке добиться Добра, Справедливости и Красоты для каждого жителя Земли, Рерих стал одной из величайших фигур в истории человечества. Его идеи объединяют людей своим гуманизмом, интеллигентностью, научностью и глубоким пониманием искусства. Пожалуй, полнее всего они нашли своё воплощение в созданном им Международном Пакте.
Идеи Пакта просты и понятны. По мысли Рериха, он должен был стать руководством для всех цивилизованных государств по защите памятников культуры. Их предполагалось заранее зарегистрировать и в случае войны водрузить над ними Знамя мира, белое полотнище, украшенное тремя соприкасающимися красными сферами, символизирующими Настоящее, Прошлое и Будущее, снаружи охваченных красным кругом Вечности. Сокровища мировой культуры, национальные памятники, образовательные и культурные учреждения должны были считаться нейтральными территориями наравне с госпиталями и лазаретами и сохраниться в неприкосновенности.
Цивилизация, чтобы выжить, должна сохранить культуру. Рерих считал её универсальным языком, способным объединить людей, уберечь их от кровопролития. И в мирное, и в военное время Пакт призван был помочь человечеству сберечь межнациональные ценности, силой разума подняться выше любых междоусобиц. Его подписание состоялось в Вашингтоне в Белом доме в присутствии президента Рузвельта, папы римского и президента Чехословакии Масарика. Позже к Пакту присоединились и другие государства.
Рерих был чужд национальной ограниченности и расового снобизма. Силой своего таланта он пытался защитить все без различия сокровища религиозного и художественного значения, которые по существу принадлежат не одной нации, а всему человечеству. Он надеялся, что под Знамя мира станут люди всех стран — без различия цвета кожи, вероисповедания, политических убеждений и национальности. СССР, который видел в художнике политического эмигранта, белогвардейца, прожившего всю жизнь с паспортом Российской Империи, счёл Пакт происками империализма и не присоединился к нему. Политические принципы советских руководителей всегда доминировали над здравым смыслом. От России документ подписал Русский Харбинский Комитет. Лишь в 1954 году в Гааге СССР принял участие в межправительственной конференции о защите культурных ценностей и примкнул к конвекции. Кто знает, что удалось бы спасти в нашей стране с помощью Пакта, если бы Советский Союз не отгородился от него железным занавесом?
Страх Рериха утерять вечные сокровища культуры, которые мы постепенно и незаметно разучиваемся ценить, не лишён основания и ныне. Варварство, свидетелями которого мы становимся чуть ли не каждый день, перешагнуло рубежи средневековой дикости. Так в ходе вооруженного конфликта в Чечне объекты культуры были уничтожены дудаевцами чуть ли не в первую очередь, расформированы и закрыты институты, школы и детские сады. Там, где на территории России боевые действия не ведутся, стали повседневными кражи из библиотек, музеев, контрабанда предметов искусства. То же самое происходит и в других, даже самых законопослушных государствах. Современные индустриальные технологии фактически объявили беспощадную войну живой природе, которую Рерих рассматривал как вместилище человечества.
За прошедшие 60 лет человечество создало для этого неплохую правовую основу: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта; о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности; об охране всемирного культурного и природного наследия. В Список всемирного наследия включены исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним ансамбли памятников, Кижский погост, Московский Кремль и Красная площадь, исторические памятники Новгорода и их окружение, культурный, исторический и природный ансамбль Соловецких островов, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде, церковь Вознесения в Коломенском. И всё же сделано пока слишком мало.
Андрей Веймарн.
«Российские вести». 2 ноября 1996 г.