Знамя Мира

«ЧЕСТЬ МУНДИРА ИМ ДОРОЖЕ»

«Московский комсомолец» от 14 февраля 2000 г.

В фондохранилище на Воронцовом поле Музея Востока прорвало трубу с горячей водой, и нависла опасность над 66 свитками традиционной китайской живописи на бумаге, идущей из глубин веков. Музейщики не торопились сообщить в Министерство культуры о случившемся, хотя инструкция по учёту и хранению музейных ценностей категорично предписывает сообщать о случившемся в течение трёх дней.

Нынче главный хранитель музея Владимир Войтов уже успел прийти в себя и говорит о ЧП спокойно, как о чём-то рядовом и незначащем. А испугаться было чему: «вода благоволила литься», не разбирая, что вредит великому искусству. Неделю спустя о ЧП в Министерство сообщили, но не генеральный директор Владимир Набатчиков — «главначпупс» пребывал в Швейцарии.

Приход корреспондента «МК» в музей был равен «явлению колдуна на свадьбу»: «Как вы узнали? — допытывалась замдиректора Татьяна Метакса. — Мы прессе не сообщали». Всё стало ясно: причина долгого молчания — боязнь огласки и нежелание говорить о том, что два живописных свитка — «Водоём» и «Лошадь» — в очень тяжёлом состоянии. В реставрационных мастерских уже принимают необходимые меры по их спасению. 64 раритета переувлажнены, на них есть отдельные пятна от горячей воды. Неделя молчания музейщиков — это, безусловно, попытка подсушить, что-то привести в порядок. Увиденное повергло в шок экспертов из Минкульта: в фондохранилище не вели дневник температурных и влажностных показателей психрометра. По строжайшей инструкции необходимо проводить точную фиксацию, даже если в этот момент фондам нечем помочь. Барственно настроенному руководству Музея Востока всё это кажется излишним — они всегда были опекаемы государством, правительством и министрами культуры. Десять лет музей всерьёз не занимался проблемами труб. Летом 99-го был прорыв в зале здания музея на Никитском бульваре. Тогда сильно пострадали две жанровые картины Александра Волкова.

Фондохранилище, расположенное в бывшей церкви Ильи Пророка, заражено грибком. Буквально насмарку могут пойти усилия реставраторов. На восстановление фондов, пораженных грибком, потребуются огромные затраты. Бесценному народному достоянию угрожает большая беда. Приходится объяснять, что главная цель музея — не организация выставок, а бережное сохранение бесценных богатств. В понимании этой аксиомы руководство Музея Востока ещё находится в состоянии детской беспечности. Новому министру культуры Михаилу Швыдкому явно придётся не увещевать и воспитывать непонимающих музейщиков, а просто «власть употребить».

Наталья ДАРДЫКИНА.


К рубрике Акция «Набат совести» | В раздел «Актуальные вопросы ...»
В раздел «Рериховское движение» | На главную страницу

 

Hosted by uCoz