«Следует всегда помнить, что низшим ступеням психизма доступны лишь низшие сферы Тонкого Мира, где немало пышных Олимпов и желающих разыгрывать Учителей Света». Письма Елены Рерих (Рига, 1940, T. 1. 8.11.34).
По-видимому, наступило время, когда опасно расширяющийся процесс потребовал своей оценки. Речь идёт о потоке различных передач, контактов, записей и связей с «высшими мирами». Звучат, как по радио, различные космические голоса, их, торопясь и напрягаясь, записывают те, которые называют себя «избранными», «иерархами», «великими учителями». Для всех этих «титулов» сейчас появилось в науке более скромное слово — контактёр. Те, кто достаточно близко соприкоснулся с Живой Этикой, знают, что в конце XX века на нашей планете произошёл ряд изменений энергетического характера, которые обусловили возможности сближения с мирами иного состояния материи и усиления энерго-информационного обмена с последними. В этих условиях вряд ли разумно отрицать контакты с иными мирами как таковые. Речь идёт о взаимодействии земного человека, в первую очередь, с Миром Тонким, который представляет для него тот «космос», откуда человек и принимает информацию.
Я отбрасываю сразу различного рода подделки и подражания, выдаваемые за «веления космоса», возникающие в земных умах амбициозных и малоразвитых персон, которые сами начинают потом в них верить и настаивать на их подлинности. Таких можно встретить и в самом рериховском движении.
Мир Тонкий, который в силу своих физических и энергетических особенностей находится ближе всего к нашему плотному земному миру, являет собой достаточно сложную структуру и по уровню состояния материи, и по качеству её измерения. В этом мире, который не только соприкасается с нашим, но и проникает в него, существуют различные слои. Есть низшие, есть промежуточные, есть высшие. Качество контакта земного человека с Тонким Миром, с тем или иным его слоем, зависит от уровня сознания самого человека. Тех, кто соприкасается с высшей сферой этого Мира, немного. Это единицы, очень редко десятки, но не более того. Большинство же контактёров, обладая недостаточным сознанием, выходят, как правило, в низшую сферу Тонкого Мира. Иными словами, каково сознание, каково духовное и нравственное развитие человека, такова и сфера Тонкого Мира, в которую попадает он как контактор. В низших слоях этого Мира сознание не выше земного, энергетика по своим вибрациям не тоньше земной, а состояние материи близко к плотному. «Конечно, как уже заметили, — читаем мы в Живой Этике, — Тонкий Мир полон запахов. Чем выше, тем совершеннее они. Но низшие слои полны разложения» (Сердце, 327). В силу этого низшая сфера представляет реальную угрозу и для земного мира. В то же время и несовершенства последнего влияют негативно на соответствующий слой Тонкого Мира. Между таким низшим слоем и плотным миром существует как бы обратная устойчивая связь. «Люди жалуются на спутанность мышления в усталости; как же не быть ей, когда несвязные мысли низших слоёв Тонкого Мира проникают в сознание. Низшие слои не твёрдо мыслят, и эти хлопья отрывков мышления засоряют пространство» (Сердце, 83). И ещё:
«Явление испорченности Тонкого Мира мешает человечеству непрерывно продолжать совершенствование. Но Тонкий Мир извращается земным миром, потому врачевание должно начаться отсюда» (Знаки Агни Йоги, 226). Эти два фрагмента дают нам возможность понять важнейшие особенности взаимодействия двух миров — земного и Тонкого на его низшем уровне. Именно здесь находятся различные тёмные создания, такие как персонификаторы, подражатели и другие подобные «учителя света». Надо помнить, что Живой Этике, новому мышлению, которое она несёт, противостоят силы не только на земле, но и в низших сферах Тонкого Мира. Результат вреда, наносимого последними, зависит от нас самих, нашего сознания, нашего духовного развития, наших нравственных качеств. Все плотно связано в один сложный узел. В этой обстановке проблема распознавания является наиболее важной и острой. И её верное решение зависит не только от нашей интуиции, формирующейся в нашем духовно-энергетическом пространстве, не только от силы нашего духа, но и прежде всего от того, насколько мы глубоко изучили то, что принесла нам Живая Этика… Несмотря на то, что некоторые украшают стены своих жилищ цитатами из неё, идеи Учения энергетически ещё не проникли в их внутреннюю жизнь и стоят как бы в стороне от их повседневного бытия. Ведь можно слушать и не услышать, смотреть и не увидеть, читать и не усвоить. Два сильных помощника у тёмных сил, восседающих на пышных Олимпах низших сфер Тонкого Мира, есть на земле. Самость и невежество. То и другое имеют разные обличия. Если перед вами, с утра пораньше, в рабочем кабинете возникают воплощенные Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи и требуют у вас отчета о переданном МЦР наследии, если появляются на пороге Иисус Христос или архаты, «иерархи света» и даже те, кто сокрушил накануне самого Люцифера, вы можете сказать одно слово: клиника. Но когда перед вами кладут книгу в чёрном переплете с заголовком «Братство, Надземная обитель», то такое слово сюда уже не подходит. Вы открываете её и читаете: «Я — Бессмертный Дух (как будто дух может быть смертным. — Л.Ш.), Взирающий на вас с белоснежных вершин Священных Гималаев, Обращаюсь к вам, жителям Новой Страны», — и тогда ваша рука тянется невольно к валидолу (ещё одно провозвестие!), и вы понимаете, что подобных слов никогда не встречали в параграфах Живой Этики. Их просто там не могло быть. И, листая вышеупомянутую книжонку, вы ощущаете пустоту в мыслях и сердце и понимаете откуда сей «дар» и кто над ним поработал, и откуда эти «учителя света»… И, хотя на титуле указано место, где сия «мудрость» была принята, — Кулу, Наггар, вы начинаете осознавать лишь одно: значит, добрались до самого того места. Сами? Вряд ли. У «учителей света» были свои наводчики. И опять передо мной проходят лица «рериховцев», которые совершают свои «паломничества» на виллу Рерихов в Кулу. Амбициозные и самостные (я отвечаю за свои слова. — Л.Ш.), добывшие деньги на поездку самыми разными путями, они осаждают растерянную Урсулу Айхенштадт, хранительницу виллы, и, где лестью, где наглой настырностью пытаются пройти, а иногда и проходят, внутрь виллы. Возвращаются они в Россию, осиянные совершенным «подвигом», а их избранность уже не подвергается сомнению среди таких же, как и они.
Полуграмотный и далёкий от постижения каких-либо философских истин М. Лунёв из Владивостока издаёт для рериховского мемориала брошюры и открытки с подбором цитат из Живой Этики, снабженные собственными рассуждениями насчёт конца света и неизбежности всемирных катастроф. Им владеет дурная мысль: стать директором Института Гималайских Исследований, который ещё и не начал даже восстанавливаться. В мае 1997 года всю эту картину наблюдал посол России в Индии Альберт Сергеевич Чернышёв и, мягко говоря, был в недоумении. Мы с ним заехали в Кулу после заседания в Симле Международного Мемориального треста Рерихов. Тогда же, около виллы, ко мне подошла пара молодых индийцев, он и она. Они держали в руках вышеупомянутые брошюры и открытки, и он, несколько робея и заикаясь, спросил меня: «Скажите, пожалуйста, действительно ли Рерих предсказал конец света и наступление разрушительного времени?»
Я объяснила им, что именно Рерих предсказывал и какими идеями он руководствовался. Они долго благодарили и поинтересовались, где можно об этом прочесть. Вернувшись домой, я выслала им две книги Живой Этики на английском языке. В ответ получила восторженное и благодарное письмо. Это лишь один из многих подобных эпизодов, происходящих у виллы Рерихов в Кулу.
И не удивительно, что именно паломничества наших «рериховцев» способствовали тому, что в Наггаре, в Кулу забил тот «чистый источник», который и вынес на поверхность книгу в чёрном переплете, записанную, якобы, со слов «Бессмертного Духа», некой Зиновией, «единственной продолжательницей» дела Елены Ивановны Рерих, а заодно и Учения Живой Этики. Вспомните о двусторонней связи с Тонким Миром.
Как отнеслись остальные рериховцы к этой книге и к её «чистому источнику», который вдруг забил в пространстве виллы Рерихов в Гималаях? С огорчением скажу: нашлось немало тех, кто принял книгу за чистую монету, многие даже не осознали, что под видом Живой Этики в «новом провозвестии» расправляются с Учением. Псевдоучителя «света» кроят по-своему, снимают истинные ориентиры и подсовывают свои, скорее, похожие на болотные огоньки в ночи, которые направляют путников по ложному пути. Почему же до сих пор ни в одном из многочисленных рериховских изданий не появилось нужной информации о фальшивом «Братстве»? Более того, книги расходятся и уже нашли своих последователей в том же рериховском движении. Как все это объяснить? Слабым, сумеречным проникновением в идеи Живой Этики? Страхом — а вдруг это действительно продолжение или даже новая Живая Этика? Полным отсутствием способности к элементарному распознаванию? Или всем этим вместе?
Почему Г. Горчаков, считающий себя борцом за чистоту Живой Этики и под видом этого порочащий Б.Н. Абрамова, истинного ученика Великого Учителя, почему он, главный редактор газеты, не написал ни строчки о творении, пришедшем с пышных Олимпов низших сфер Тонкого Мира? Потому что Горчаков и ему подобные защищают не Живую Этику, а себя в Живой Этике. Отсюда всё остальное. Не может быть ничего худшего, чем попытка подменить истинное Учение псевдоучением. Многим известно, и мы сами неоднократно сообщали и писали об этом, что архив Елены Ивановны Рерих, который принадлежит Международному Центру Рерихов, содержит огромный материал по Живой Этике, оставленный самой Еленой Ивановной нам в наследство. Там есть не одно, а много продолжений Живой Этики. Передавая мне эти материалы в 1990 году, Святослав Николаевич Рерих сказал, что они «могут напитать целую эпоху, но сроки должны быть соблюдены». Мы эти сроки соблюдаем, и ни одна строчка не будет обнародована или опубликована раньше указанного времени. Книга Е.И. Рерих «У порога Нового Мира» есть начало исполнения этих сроков. Нетерпение, которое было проявлено в пространстве рериховского движения с самых же первых дней получения ценнейшего культурно-духовного наследия Рерихов и которое продолжает владеть некоторыми и до сих пор, есть причина того «чистого источника», откуда низвергаются материалы и книги, подобные «Братству» (2-ая книга). Пышные Олимпы низших сфер неустанно трудятся, и так же без перебоя действует обратная связь Миров, о которой уже было упомянуто.
Имея в виду сказанное, я прошу «учителей света» и их земных адептов не беспокоиться насчёт «продолжения» или «развития» Живой Этики в ближайшие 200 лет, да и в дальнейшем тоже. Тем же, на пути которых встречаются всякого рода контакторы, стоит оценивать качество приносимой последними информации по тем человеческим достоинствам, которыми эти контактёры обладают. К сожалению, среди них нередко распространены самость, слабая культурная подготовка, низкий уровень духовного развития, категоричность по части принятой или просто придуманной информации, полная глухота по отношению к опыту других, неудержимое стремление немедленно донести полученное «сокровище» до сведения гибнущего человечества в целях его спасения. Именно среди них чаще всего встречаются «великие учителя», «иерархи» и «высокие духи». Именно там же появляются «великие» воплощения. Обычных, рядовых воплощений у таких лиц не бывает. Только царские и, конечно, исторически известные. Последняя ситуация порождает некоторые неудобства, когда возникают сразу несколько Тутанхамонов, Александров Великих, не говоря уже о Соломонах, Клеопатрах и прочих.
Полагаю, что среди «учителей света», восседающих на пышных Олимпах низших сфер Тонкого Мира, есть немало двойников наших контакторов, своими качествами приближающихся к последним, а иногда превосходящих их. Каков человек по своему сознанию и качествам, таков и слой Тонкого Мира, с которым он вступает в информационно-энергетический контакт. Подобное притягивает подобное.
Но есть и другие люди. К ним бы я отнесла Ольгу Юрьевну Коюрову из Владивостока. Это она прислала мне вышеупомянутую книгу «Братство, Надземная обитель». Это она обратилась с письмом к рериховцам своего города (книга была издана там), стремясь объяснить им, что собой представляет эта книга. Это она сделала первую попытку раскритиковать псевдоучение, распространяемое сейчас по России. Редакция журнала «Мир Огненный» сочла необходимым и полезным опубликовать её материал. Метод, который выбрала Ольга Юрьевна для своей критической статьи, заслуживает внимания. В статье нет длинных рассуждений и многословия. Автор сделала подборку из цитат, противопоставив параграфы Живой Этики той путанице, которая присутствует в упомянутой выше книге. Получилась очень убедительная картина. Я не буду упрекать Ольгу Юрьевну за то, что в статье есть неточности. Главное совсем в другом. Статья написана чистым сердцем, способным к распознаванию. Последнее много важней самых изысканных и высоконаучных статей. Беспокойство за Общее Дело, мужество, проявленное в защиту Учения, способность вовремя возмутиться духом, — что может быть в человеке ценнее…
Л.В. Шапошникова,
директор Центра-Музея имени Н.К. Рериха.
«Мир Огненный», № 2 (17), 1998.