Знамя Мира

НЕ ЗАМАЙ!

Открытое письмо всем культурным организациям России,
Ближнего и дальнего зарубежья

«Всякое культуроборство есть невежество.
Всякое против культуры сквернословие
есть признак животности».
Н. Рерих.


«Не замай! Пройдя историю русскую до самых последних времён, можно было лишь ещё более утвердиться в этом грозном предупреждении. Сколько новых незаслуженных оскорблений вынес народ русский. Даже самые, казалось бы, понятные и законные действия зло толковались», — с болью за Россию, за свою многострадальную Родину писал великий мыслитель-гуманист, художник, археолог, писатель Н.К. Рерих.

Фамилия Рерих имеет скандинавское происхождение. «Ре» или «ру» на скандинавских языках — «слава», а «рих» — богатый. Значит, Рерих — «славой богатый». В этом роду мужество почиталось наряду с высоким образованием. Известен случай, когда прадед Н.К. Рериха смел прекословить Петру I, когда тот отдал приказ снести церковь, ставшую оплотом врага. Церковь была спасена от разрушения.

Это качество — мужество — проходит красной нитью и в роду Елены Ивановны Рерих, в девичестве Шапошниковой. По материнской линии её прадедом был великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов. В числе близких родственников — поэт Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов и композитор Модест Петрович Мусоргский. Род Мусоргских в 32 колене ведёт к великому князю Рюрику. Интересно, что из этого знатного (царского) рода берут своё начало род Шапошниковых и род Рерихов.

Вот уже 14 лет я занимаюсь изучением трудов Великой семьи Рерихов и пытаюсь идти по тернистыми тропам их жизненного пути.

Путь семьи Рерихов можно назвать только прекрасным русским словом подвиг, ибо подвигом была вся их напряжённая творческая деятельность.

В разные годы Н.К. Рерих был награждён русскими орденами: Святого Станислава III степени, Святой Анны и Святого Владимира; югославским орденом Святого Саввы I степени; высшей награды Франции — орденом Почётного Легиона; королевским шведским орденом Полярной Звезды I степени.

Автор 7 тысяч полотен, украсивших стены многих музеев мира. Вице-президент Всемирной Лиги Культуры, почётный президент более 80 культурно-просветительских и философских обществ во всем мире.

В статье «Обществу Славянской культуры» Н.К. Рерих писал:


« — В какой стране предпочитаете жить?

— Конечно, в стране Культуры.

— Ваши лучшие помыслы чему вы принесёте?

— Культуре…

В положительном утверждении и познавании мы стремимся улучшить и украсить жизнь земную.

Так скажут светоносцы Культуры на все вопросы со стороны и просто не знающих, или в основе невежественных, или завидующих о свете».


В своих бессмертных статьях о деятелях Культуры Рерих страстно защищал творцов от завистников и клеветников. В статье об Александре Бенуа он пишет: «Были несправедливые наветы и злошептания, но разве эти факелы дикарей не сопровождают каждого выдающегося деятеля?

Достаточно вспомнить, через какие тернии пришлось пробиваться творчеству Корина и Фаворского, Кончаловского и Машкова, Павла Кузнецова и Лентулова…»

Миллионы людей нашей планеты восхищаются бессмертным подвигом Великой семьи. Именно это помогло широкомасштабно провести юбилей семьи Рерихов: 120 лет со дня рождения Н.К. Рериха и 90 лет со дня рождения С.Н. Рериха.

Но что это, из каких это нор вылезли те, кто пытается очернить Великие имена? Передо мной статья О. Шишкина (простите искусствоведа Шишкина), опубликованная в газете «Сегодня» от 29.10.94 г. «Н.К. Рерих в объятиях наглого монстра». Под портретом Н.К. Рериха написано: «Глава диверсионного отряда, в задачу которого входило покушение на Далай-Ламу XIII и свержение тибетского правительства».

Да, воистину, нет предела человеческому невежеству и наглости иных искусствоведов, голосок которых живо был подхвачен, и вот уже «Эхо Москвы» и радиостанция «Юность» представляют «интересную пару» О. Шишкина и профессора А. Сенкевича. И вот уже «сладкая парочка» обсуждает новенькую тему: оказывается, Н.К. Рерих частенько вынимал драгоценные камни из своего кармана и дарил их понравившимся ему людям… (Далее мы увидим, для чего в разговоре искусствоведа и профессора стали фигурировать драгоценные камни). Но пока остановимся.

Конечно, и при жизни Великой семьи были подобные попытки очернить имена деятелей Культуры. Именно о них писала Е.И. Рерих в своих письмах: «Всегда и во всем малопросвещённые и малокультурные люди судят всех по своим тайным вожделениям и, конечно, вопрос, касающийся материального благополучия, стоит у них на первом месте… Где такие обыватели видят проявления деятельности, которая недоступна их сознанию, там их тупая злоба и зависть начинают, прежде всего, плести те же излюбленные узоры о каких-то неизвестных источниках происхождения средств и скрытых замыслах, и пр. Истинное добро во все века преследовалось, лишь мишура лжеистин мила обывательскому сердцу…»

Да, видимо кому-то очень не понравилось широкомасштабное празднование юбилеев Рерихов… А уж что сказать о третьей международной (да ещё!) научной конференции, посвященной Великой семье, которую прекрасно провёл международный Центр Рерихов, собравший представителей США, Болгарии, Германии, Канады, Италии и практически всех стран СНГ!? Впервые, в блестящем научном докладе вице-президента МЦР Людмилы Васильевны Шапошниковой ставился вопрос земной истории не как следствие действий масс, классов или каких-либо производственных отношений, а как грандиозный фрагмент единой космической эволюции. Развитие человечества связывалось с прямым участием эволюционных сил космоса. И в ряду созвучащих идеям Н.К. Рериха стоят такие мыслители, как Вернадский, Циолковский, Чижевский, Бердяев, Пьер Тейяр де Шарден.

«Певцом гор» называли Н.К. Рериха — художника, «певцом Культуры» можно назвать его, опираясь на литературное наследие.

«Любовь открывает врата прекрасные, как всякий настоящий ключ, и любовь эта должна быть подлинная, самоотверженная, отважная и прекрасная… Где зародилась Культура, там её уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна.

Поэтому и радостна пашня Культуры…

Радостна даже в напряженных битвах с самым тёмным невежеством», — пишет Рерих в статье «Культура — почитание Света».

«Рерих — русский… — писал Всеволод Иванов о Николае Константиновиче, — Россия — грандиозна, неповторяема.

Россия — полярна.

Россия — Мессия Новых времён…

И Рерих связан с этой Россией. Связан рождением, молодостью, первыми осенениями, образованием, думами, писанием, пестротой своей русской и скандинавской крови.

И особливо — связан с ней своим искусством, ведущим к постижению России.

Ибо только через искусство, да ещё через веру, можно постичь Россию.

А Рерих — художник».

Не правда ли, прекрасен этот литературный гимн нашему Отечеству и славному сыну его — художнику Рериху.

И тем более кощунством и мракобесием выглядят измышления А. Сенкевича, сделанные им публично. Помните, мы оставили парочку, рассматривающую драгоценные камни из кармана Рериха?

Сенкевич: «Я, конечно, боюсь представить, что сейчас выдвинул такую гипотезу Олег по поводу происхождения драгоценных камней. Я боюсь, конечно, даже себе представить (Конечно, боится, ведь за эту клевету нужно будет отвечать перед судом мировой Культуры! — Н.Б.). Я боюсь, конечно, представить (И всё-таки представляет! — Н.Б.), что эти камни были взяты у ограбленной русской православной церкви. Если это так (Уже утверждение! — Н.Б.), то я полагаю, что сейчас наше общество международных культурных связей с Индией (Сенкевич — его председатель! — Н.Б.) могло бы оплатить поездку в Индию эксперта с нашей стороны (Уж не самого ли это А. Сенкевича, зачастившего что-то в Кулу и Бангалор в последнее время? — Н.Б.). И если это так, то прекрасный был бы жест доброй воли со стороны индийского правительства вернуть ограбленной большевиками русской православной церкви эти сокровища».

Во как! И 30 серебренников нашлись, сам себе и заплатит. Правда, господин Сенкевич тут же получил такой звонок от слушателей программы.

Звонок: «Здравствуйте! Я хочу задать вопрос Сенкевичу. Не считаете ли Вы сейчас после вот таких Ваших исследований и выводов, что Иисус Христос тоже был ставленник КГБ?»

И тут-то Сенкевич и выдаёт тех, по чьему заказу пущена вся эта ложь.

Сенкевич: «Я понимаю и ценю Вашу иронию, но дело в том, что деятельность Н.К. Рериха никакого отношения не имеет к христианству… (Надо же! А соборы, расписанные Рерихом, а его мозаики в храмах и часовни во имя Преподобного Сергия? — Н.Б.).

… И не гоже, — продолжает Сенкевич, — нам создавать из сочинений Е.И. Рерих новую религию (!!!). А этим занимается Л.В. Шапошникова. А ещё прибавляются эти неистовые, безумные, совершенно не духовные люди и рерихнувшиеся»…

В общем, всем сестрам по серьгам. Я не знаю, к какому религиозному направлению относится сам Сенкевич, но вынуждена сказать, что в числе первых «рерихнувшихся» (фраза, загулявшая по стране с легкой руки В.М. Сидорова. Интересно, к кому он себя причисляет сам?)? В числе тех, кто любил и понимал Рериха были: Стасов, Куинджи, Репин, Менделеев, Владимир Соловьев, Невелин, Ключевский, Костомаров, Римский-Корсаков, Стравинский, Сергей Соловьев, Клюев, Андрей Белый, Горький, Рабиндранат Тагор, Чарли Чаплин, Хэмингуэй…

Список можно продолжить. В защиту Международного Центра Рерихов выступили академик Д.С. Лихачёв, А. Карпов, Н.С. Михалков, С.Ф. Бондарчук… (Где уж им тягаться в степени духовности с Сенкевичем!).

Уже третий год я не устаю удивляться мужеству Людмилы Васильевны Шапошниковой — индолога, писательницы. Эта героическая душа преданно отстаивает права Международного Центра Рерихов, созданного в Москве по желанию и при прямом участии Святослава Николаевича Рериха, с которым мне посчастливилось три раза встречаться в Индии в 1992 году. Людмила Васильевна первой же кинулась на защиту Великих имен, против Сенкевичей и Шишкиных.

«Как не дорожим мы нашим культурным наследием, отдавая его на растерзание таким, как О. Шишкин и А. Сенкевич! — пишет Л.В. Шапошникова. — Посредственность всегда пытается утвердиться через унижение великого. Почему мы до сих пор не научились защищать свою Культуру?! Чем руководствуются те, которые нападают на служителей Культуры в России? Кто и какая сила за ними стоят?»

Провозгласив Рериха агентом Коминтерна, Шишкин идёт дальше. Оказывается, Елена Ивановна Рерих «страдал эпилептической аурой», то есть (пытается нам объяснить Шишкин) «она видела вот это свечение, у неё были сильные слуховые и зрительные галлюцинации. В общем, человек несчастный»…

Бедные святые всех времен и народов! — у них у всех были эти яркие «слуховые и зрительные галлюцинации».

Двенадцать раз удостоился видения Божией Матери батюшка Серафим Саровский, высоко чтимый в семье Рерихов, особенно Святославом Николаевичем. И последний наш русский святой Иоанн Кронштадский был духовником матери Елены Ивановны Рерих и чтил и любил всю семью. Именно он предсказал Н.К. Рериху, что тот «много потрудится для России».

А вот с аурой дело, действительно, не простое. В имении С.Н. Рериха в Бангалоре я снимала фотографию Елены Ивановны Рерих в сильно очерченном круге ауры. Именно светонаполненность нашей ауры говорит о духовности человека, и иного мерила нет и не будет, именно поэтому все святые очерчены солнечным светом ауры.

Но бывают иные ауры.

«Все злобно продуманное, — писала Е.И. Рерих, — особенно сильно окрашивает нашу ауру и отягощает сознание. О непонимающих значение творимого ими, истинно, можно молиться, ибо тяжка участь такого животного состояния ума…

Торопитесь научиться любить и ценить друг друга».

В другом письме Елена Ивановна писала: «Они взывают к Христу, предавая ежеминутно Завет Его и понося Иерархию света, к которой Он принадлежит. Но хула на малейшего в цепи этой Иерархии не может найти оправдание в глазах Христа! «Многие скажут Мне в тот день: «Господи, Господи, не от Твоего ли имени мы пророчествовали, и не Твоим ли именем бесов изгоняли, и не Твоим ли именем мы многие чудеса творили!» И тогда объявлю им Я: «Никогда не знал Вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие».

А может быть, все домыслы — страх перед растущим авторитетом «Живой Этики» — Учения, данного через семью Рерихов Великими Гималайскими Учителями? А может быть, это страх перед разоблачением? Ведь грядёт новая наука, и свет истины сверкает в лучах лабораторных. Напрасно обвинение Сенкевича в адрес Л.В. Шапошниковой в том, что она «творит новую религию».

«Живая Этика» — не религия, «Живая Этика» — научное мировоззрение, синтез науки, культуры, искусства и высокого религиозного мышления, где вся история человечества рассматривается в нераздельных связях с эволюцией одухотворенного Космоса. Строгое и стройное Учение было дано Великими Учителями через семью Рерихов, через раскрытые огненные центры Е.И. Рерих, через её самопожертвование и огненное крещение.

Но смогут ли это понять Сенкевичи и Шишкины или диакон Кураев, надергавший цитаты из Учения, чтобы доказать свою полную некомпетентность в этом вопросе?

«Если бы могли, — писал Николай Константинович, — снять фотографии аур (И такие снимки были уже сделаны! — Н.Б.), мы могли бы заметить, что излучения наполнены чёрными и серыми пятнами. Ведь эти пятна — не что иное, как пятна невежества и взращенной им тьмы»…

«Кто знает, — пишет далее Н.К. Рерих, — может быть, мы скоро будем иметь снимки соискателей на выборах на государственные должности и будем вместо измышленных письменных свидетельств иметь истинный неоспоримый сертификат… История показывает, что ни один человек, имевший творческий ум, не был забыт».

Воистину так, и не забудет история тех, кто проложил нам дорогу к новому космическому мышлению; к новой лучезарной России. И те, кто ныне любит и стремится понять Великую семью, чтут того, кто был истинным вдохновителем всех её трудов и подвигов.

«Святой Сергий, — строитель Русской Духовной Культуры, — писал Н.К. Рерих. — Каждое упоминание этого имени зовёт нас к непрестанному светлому труду и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Да поможет нам Преподобный стать посильными пособниками Ему в Его неутомимых Великих трудах… Свет один, так же как и тьма одна, и при внесении Света тьма рассеивается. Да поможет нам Преподобный приобщиться к Великому Свету» (из речи академика Н.К. Рериха при освящении часовни Сергия в Чураевке под Нью-Йорком).

Пусть же эти святые слова послужат ярым предостережением тем невежественным людям, желающим во что бы то ни стало отвратить нас от Великих обликов.
    Истинных рериховцев не отвратили от Великого Учения ни пытки сталинских казематов, ни обыски, ни разрушенные судьбы, ибо Свет един и лучи его — в творениях Великой семьи Рерихов!

Не замай!

Наталья Бондарчук,
заслуженная артистка России,
кинорежиссёр


Москва,
Ноябрь 1994 г.


В раздел «Защитим высокие имена» | В раздел «Актуальные вопросы…»
В раздел «Рериховское движение» | На главную страницу

 

Hosted by uCoz