О том, что редакция газеты «Сегодня» и её автор О. Шишкин проиграли судебный процесс по гражданскому иску Международного Центра Рерихов в печати уже сообщалось в начале этого года. Однако, не пожелав, видимо, расставаться с суммой 2,2 миллиона рублей, которую Тверской межмуниципальный районный суд Центрального административного округа г. Москвы назначил к взысканию с целью возмещения морального ущерба, редакция газеты и господин Шишкин подали кассационную жалобу в высшую инстанцию.
И вновь, как и год назад, только теперь уже в Московском городском суде, авторами клеветнической кампании против семьи Рерихов и МЦР не было представлено ни одного документа, который хотя бы косвенно свидетельствовал в их пользу. Более того, ни на одно заседание в горсуде ни главный редактор г-н Д. Остальский, подписавший кассационную жалобу, ни борец за истинную правду г-н О. Шишкин вообще не явились.
В конце концов Мосгорсуд, чуть ли не под конвоем доставив на своё очередное заседание представителя жалующейся стороны, вынес вердикт: газете «Сегодня» в признании её жалобы обоснованной отказать, решение Тверского межмуниципального суда оставить в силе.
Спрашивается, так стоило ли огород городить? Вопрос этот не столь риторичен, как кажется на первый взгляд. Если предпринять небольшой экскурс в историю, то окажется, что г-ну О. Шишкину отнюдь не принадлежат лавры первенства в попытке изобличить в Николае Константиновиче и Елене Ивановне Рерихах «совдеповских шпионов» и «агентов Коминтерна» — были геростраты и до него.
Ещё в 1930 году жена резидента английской разведки в Сиккиме Тира Уэйр, явно к тому времени заразившаяся русофобией и убеждённая, что уже чуть ли не в каждом монастыре сидят советские агенты, создала маленький шедевр эпистолярно-разведывательного жанра. В своём «Неофициальном отчёте о Рериховском вопросе» на имя Хайэлла, секретаря по делам иностранцев при правительстве Индии, она писала: «…Завоеватели (Тибета — К.К.) придут с Запада и Севера, и почему они не могут быть русскими? Другими словами, почему один из них не может быть Юрием де Рерихом, человеком, который изучал мудрость лам, соединив её с западным образованием и поддержкой Советов?…»
«Отчёт» этой экзальтированной дамочки, немало позабавивший в своё время мэтров английской разведывательной службы и дипломатии, сегодня интересен своеобразной резолюцией, наложенной на опусе одним из них: «Я прочёл эти бумаги с огромным интересом; они хороши, как роман Эдгара Уоллеса». На этом курьёзном эпизоде, можно сказать, и завершилась «разработка» англичанами семьи Рерихов. Лучшей в мире разведке не удалось создать для нас ещё одного Зорге.
А ведь сейчас, после статей г-на Шишкина и Ko, понимаешь: будь в те годы у английской службы безопасности такой печатный орган, как газета «Сегодня», — и поминай Рерихов как звали. Вместо огромного художественного, философско-культурного наследия семьи Рерихов (только живописных полотен, сосредоточенных в лучших музеях мира, им написано свыше 7000) мы бы с легкой руки Шишкина перелистывали пухлые тома пожелтевших досье на «главу диверсионного отряда, в задачу которого входило покушение на Далай-ламу XIII и свержение тибетского правительства» («Н.К. Рерих. В объятиях наглого монстра». — «Сегодня» от 29.10.94).
Этот малохудожественный бред, который мог бы ещё восприниматься как чёрный английский юмор из уст перепуганной коммунистической экспансией жены британского резидента, сегодня выглядит совсем иначе. А именно, как бесстыдная попытка скомпрометировать величайшие имена русской и мировой культуры, коими бесспорно являются Рерихи. Пожалуй, нет на планете страны, где бы не преклонялись перед гением Рерихов. У нас же, на их Родине, ради культуры, для которой они работали всю свою жизнь и оставили нам богатейшее наследие, можно практически безнаказанно, но, видимо, за хорошие серебренники, смешать их образ с грязью. Более того, уже мёртвых — отлучить от церкви (А. Кураев. «Анафема», газ. «Сегодня» от 17.12.94), тогда как на протяжении всей своей жизни (и это нашло отражение во всех жанрах творческой деятельности Николая Константиновича и Елены Ивановны) Рерихи относились к православию с высочайшим пиететом: достаточно хотя бы ознакомиться с циклом картин Николая Константиновича «Русь православная». Или же с росписями, выполненными им в целом ряде христианских храмов, разумеется, по просьбе иерархов Церкви.
Ну да Бог им судья. В своё же время отлучили же от Церкви Льва Николаевича Толстого…
«Откровенно говоря, — писал в статье, озаглавленной одним словом «Протестую!», замечательный писатель и порядочнейший русский интеллигент Г.Д. Гребенщиков, — поднимая голос в защиту Рериха, я знаю, что он в этой защите не нуждается. Да и самому мне не страшно, а почётно стоять рядом с Рерихом под градом камней, в него бросаемых. Но я хотел бы заступиться за одно из наших русских светлых достижений — за чистоту русского духовного строительства. Рерих — наша гордость, наше достояние, один из современных светочей культуры и один из немногих, устоявших на высоте своего высокого положения, духовного и культурного».
Написаны эти примечательные слова уже более шестидесяти лет назад, и, как видите, благодаря стараниям некоторых «рыцарей пера и плаща», да к тому же одержимых шпиономанией, они и поныне не потеряли своей актуальности.
С редакции «Сегодня» также взыскано 1,5 млн. рублей за оскорбления, нанесённые Международному Центру Рерихов и его вице-президенту Л.В. Шапошниковой. Опровержения по сути, согласно решения суда, в газете до сих пор не появилось. А тем временем господин Шишкин своими опусами стал насыщать другие периодические издания, кои мы хотели бы, как говорится, ввести в курс дела.
Известно, как нелёгок сегодня хлеб у журналистов, но, право, господа, и о душе пора задуматься.
К. Капсулецкий.
«Мир Огненный» № 1 (9), 1996 г.