Велика мощь искусства! Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами.
Е.И. Рерих (Письма, 3.12.37)
Способствовать развитию духовно-нравственной и этико-эстетической направленности педагогического процесса в системе образования от дошкольного возраста до высшей школы.
Выявить актуальность и значение воспитательного аспекта как приоритетного в образовании.
Определить воспитательное значение искусства как мощного средства духовного развития в образовательном процессе.
Выявить, обобщить опыт научной и практической работы учёных и педагогов, деятелей искусства в этом направлении.
Опубликовать Материалы конференции в печатном виде и разместить их в электронных СМИ. Довести итоговые документы конференция до сведения руководящих государственных органов образования Российской Федерации.
Конференцию предлагается провести продолжительностью от 1 до 3 дней в первой половине января 2001 года одновременно по всем регионам России. Допускается участие в конференции иностранных граждан.
Форма участия может быть очная или заочная. Очная форма предполагает непосредственное участие в заседаниях конференции в качестве докладчика или слушателя. При заочной форме участия автор присылает свои материалы в соответствии с предложенными темами, которые по решению оргкомитета могут быть озвучены на конференции и (или) опубликованы в сборнике докладов.
Центральный оргкомитет данной Российской конференции располагается в Санкт-Петербурге, где будет проходить конференция Северо-Западного региона России, организаторами и участниками которой выступают ведущие культурно-просветительские и образовательные учреждения Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургское отделение Международной Лиги защиты Культуры, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербургская Государственная Академия Художеств им. И.Е. Репина, Российский Институт Истории Искусств, Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов, Областной Университет развития образования, Театр Юношеского Творчества СПб Городского Дворца Творчества Юных и многие другие).
В других регионах и отдельных городах, где будут проводиться конференции, оргкомитеты создаются и действуют самостоятельно. Итоговые материалы проведённых конференций (тезисы докладов и резолюции) обобщаются в регионах и передаются в Центральный оргкомитет. При отсутствии региональной координации материалы отдельных конференций пересылаются в Центральный оргкомитет.
Центральный оргкомитет, после подведения итогов Российской конференции, предоставляет обобщенные материалы каждому оргкомитету, проводившему конференцию в своём регионе или городе, а также создаёт возможность ознакомиться с ними всем заинтересованным лицам и организациям.
Для установления информационной связи между организаторами конференции в различных регионах России и Центральным оргкомитетом просим сообщать о планируемых конференциях в Центральный оргкомитет как можно раньше.
К участию в конференции приглашаются представители науки, искусства, культуры, образования, культурно-просветительских организаций.
I. Культура как система художественных образов, нравственных категорий и научных понятий. Осмысление Культуры как синтеза Красоты и Знания в процессе образования.
Корректирующая функция Культуры в развитии общества.
Воспитание как элемент общечеловеческой Культуры. Приоритетная роль воспитания в социально — экономической политике государства и жизни общества.
О приоритете духовно-нравственного воспитания в школьных образовательных программах.
Этизация образования средней и высшей школы как категорический императив современности.
Этико-эстетический подход к формированию педагогической культуры.
II. Значение искусства в формировании и развитии способностей человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам Красоты.
Развитие творческого мышления через художественный образ как задача образования. Значение художественного образа в усвоении знаний.
Роль художественного образования в нравственном воспитании общества.
Красота как критерий просвещения.
Духовные критерии красоты в образовании.
Развитие художественного вкуса, чувства меры и ритма через искусство.
Использование художественных образов в науке на примере деятельности великих людей (М.В. Ломоносов, А.Л. Чижевский, А.П. Бородин и др.) как проявление единства познавательного и прекрасного в творчестве.
Значение народного творчества в формировании национального самосознания в процессе образования.
Социокультурный синтез и общечеловеческое содержание школьных дисциплин.
III. Воображение и общее значение его функции обеспечивать познание,
Формирование способности к творческому воображению как важнейшая задача образования.
Развитие воображения у детей и формирование творческого мышления как подготовка и обеспечение психологической защиты ребёнка в сложном и изменчивом мире.
Об особой роли и значении развития музыкальности в процессе образования.
Психологические особенности воспитания воображения — развитие внимательности, наблюдательности, представления, способности мечтать о прекрасном и т.д.
О психологически обоснованной последовательности усвоения компонентов культуры в образовании по возрастным категориям.
Метод недосказанности как наиболее действенный образовательный приём развития мышления (некоторый не раскрытый объём тайны мобилизует творческие потенциал воображения).
Об особенностях языка творчества — образности, утонченной простоте и поэтичности выражений — как необходимом условии формирования творческого мышления.
IV. Разработка и опыт использования в педагогической практике интегрированных образовательных курсов — Уроков постижения Красоты.
Поиски новых педагогических технологий, позволяющих повысить эффективность художественно-воспитательной деятельности в образовании и оценивать её результаты.
Определение эффективности воспитательной работы — успешности подготовки молодых членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, готовности и способности личности к самовоспитанию и самообразованию.