Знамя Мира

Российская научно-педагогическая конференция

«Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Велика мощь искусства! Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами.

Е.И. Рерих (Письма, 3.12.37)

Цели конференции

Способствовать развитию духовно-нравственной и этико-эстетической направленности педагогического процесса в системе образования от дошкольного возраста до высшей школы.

Выявить актуальность и значение воспитательного аспекта как приоритетного в образовании.

Определить воспитательное значение искусства как мощного средства духовного развития в образовательном процессе.

Выявить, обобщить опыт научной и практической работы учёных и педагогов, деятелей искусства в этом направлении.

Опубликовать Материалы конференции в печатном виде и разместить их в электронных СМИ. Довести итоговые документы конференция до сведения руководящих государственных органов образования Российской Федерации.

Форма и сроки проведения конференции

Конференцию предлагается провести продолжительностью от 1 до 3 дней в первой половине января 2001 года одновременно по всем регионам России. Допускается участие в конференции иностранных граждан.

Форма участия может быть очная или заочная. Очная форма предполагает непосредственное участие в заседаниях конференции в качестве докладчика или слушателя. При заочной форме участия автор присылает свои материалы в соответствии с предложенными темами, которые по решению оргкомитета могут быть озвучены на конференции и (или) опубликованы в сборнике докладов.

Центральный оргкомитет данной Российской конференции располагается в Санкт-Петербурге, где будет проходить конференция Северо-Западного региона России, организаторами и участниками которой выступают ведущие культурно-просветительские и образовательные учреждения Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургское отделение Международной Лиги защиты Культуры, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербургская Государственная Академия Художеств им. И.Е. Репина, Российский Институт Истории Искусств, Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов, Областной Университет развития образования, Театр Юношеского Творчества СПб Городского Дворца Творчества Юных и многие другие).

В других регионах и отдельных городах, где будут проводиться конференции, оргкомитеты создаются и действуют самостоятельно. Итоговые материалы проведённых конференций (тезисы докладов и резолюции) обобщаются в регионах и передаются в Центральный оргкомитет. При отсутствии региональной координации материалы отдельных конференций пересылаются в Центральный оргкомитет.

Центральный оргкомитет, после подведения итогов Российской конференции, предоставляет обобщенные материалы каждому оргкомитету, проводившему конференцию в своём регионе или городе, а также создаёт возможность ознакомиться с ними всем заинтересованным лицам и органи­зациям.

Для установления информационной связи между организаторами конференции в различных регионах России и Центральным оргкомитетом просим сообщать о планируемых конференциях в Центральный оргкомитет как можно раньше.

К участию в конференции приглашаются представители науки, искусства, культуры, образования, культурно-просветительских организаций.

Предлагаемые темы докладов

I. Культура как система художественных образов, нравственных категорий и научных понятий. Осмысление Культуры как синтеза Красоты и Знания в процессе образования.

Корректирующая функция Культуры в развитии общества.

Воспитание как элемент общечеловеческой Культуры. Приоритетная роль воспитания в соци­ально — экономической политике государства и жизни общества.

О приоритете духовно-нравственного воспитания в школьных образовательных программах.

Этизация образования средней и высшей школы как категорический императив современности.

Этико-эстетический подход к формированию педагогической культуры.

II. Значение искусства в формировании и развитии способностей человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам Красоты.

Развитие творческого мышления через художественный образ как задача образования. Значение художественного образа в усвоении знаний.

Роль художественного образования в нравственном воспитании общества.

Красота как критерий просвещения.

Духовные критерии красоты в образовании.

Развитие художественного вкуса, чувства меры и ритма через искусство.

Использование художественных образов в науке на примере деятельности великих людей (М.В. Ломоносов, А.Л. Чижевский, А.П. Бородин и др.) как проявление единства познавательного и прекрасного в творчестве.

Значение народного творчества в формировании национального самосознания в процессе образования.

Социокультурный синтез и общечеловеческое содержание школьных дисциплин.

III. Воображение и общее значение его функции обеспечивать познание,

Формирование способности к творческому воображению как важнейшая задача образования.

Развитие воображения у детей и формирование творческого мышления как подготовка и обеспечение психологической защиты ребёнка в сложном и изменчивом мире.

Об особой роли и значении развития музыкальности в процессе образования.

Психологические особенности воспитания воображения — развитие внимательности, наблюдательности, представления, способности мечтать о прекрасном и т.д.

О психологически обоснованной последовательности усвоения компонентов культуры в образовании по возрастным категориям.

Метод недосказанности как наиболее действенный образовательный приём развития мышления (некоторый не раскрытый объём тайны мобилизует творческие потенциал воображения).

Об особенностях языка творчества — образности, утонченной простоте и поэтичности выражений — как необходимом условии формирования творческого мышления.

IV. Разработка и опыт использования в педагогической практике интегрированных образовательных курсов — Уроков постижения Красоты.

Поиски новых педагогических технологий, позволяющих повысить эффективность художественно-воспитательной деятельности в образовании и оценивать её результаты.

Определение эффективности воспитательной работы — успешности подготовки молодых членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, готовности и способности личности к самовоспитанию и самообразованию.

Предлагается следующий план проведения конференции:

  1. Пленарное заседание.
  2. Работа секций (по педагогике, по культуре, по видам художественного творчества: изобразительное искусство и музейная педагогика, художественная литература, музыка, архитектура, прикладное искусство, хореография, театральное искусство и т.д.).
Связь с Центральным оргкомитетом можно установить по следующим телефонам и адресам:

Тел. (812) 123-45-01
Е-mail: obraz@cultura.spb.ru
196211, Санкт-Петербург, а/я 53
Факс (812) 273-35-44


В раздел «Лекции, конференции, ...» | В раздел «Рериховское движение»
На главную страницу

 

Hosted by uCoz