МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЦЕНТР-МУЗЕЙ им. Н.К. РЕРИХА

Международный Центр Рерихов

Международный Центр Рерихов (МЦР) — общественная научно-просветительская организация, учредителем которой является выдающийся русский художник, учёный-философ Святослав Николаевич Рерих — последний из семьи Рерихов. Выполняя волю и завещание своих родителей — Николая Константиновича и Елены Ивановны — в 1989 году он выступил с инициативой создания в Москве общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха и Советского Фонда Рерихов.

И в выступлениях в прессе, и на встречах с руководителями Святослав Николаевич однозначно высказывался о статусе Центра-Музея как общественной организации. В статье «Медлить нельзя» («Советская культура», 29 июля 1989 года) он писал: «Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр —это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания… Суть концепции центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации…» Идею С.Н. Рериха поддержали многие известные деятели отечественной науки и культуры — академики Д.С. Лихачёв, Б.С. Соколов, С.Л. Тихвинский, писатели С.Д. Залыгин и В.Я. Лакшин, председатель Фонда мира А.Е. Карпов, народный артист СССР М.А. Ульянов, народный художник Б.С. Угаров и другие.

С помощью Фонда Мира и Фонда культуры была создана инициативная группа и в октябре 1989 года учреждены Советский Фонд Рерихов (СФР) и Центр-Музей имени Н.К. Рериха в качестве неправительственного общественного объединения. Директором Музея им. Рериха стала известный учёный-индолог, писатель, лауреат Международной премии им. Джавахарлала Неру Л.В. Шапошникова, которая получила свои полномочия непосредственно от Святослава Николаевича. Распоряжением Мосгорисполкома Советскому Фонду Рерихов было выделено здание усадьбы Лопухиных, выбранное самим С.Н. Рерихом.

Святослав Николаевич передал Фонду и Центру-Музею наследие семьи Рерихов — картины отца и свои, богатейшую библиотеку, архив, личные вещи, семейные реликвии.

В 1991 году по инициативе С.Н. Рериха Советский Фонд Рерихов был реорганизован в Международный Центр Рерихов (МЦР). В соответствии с волей и завещанием С.Н. Рериха, МЦР является держателем и распорядителем переданного ему наследия семьи Рерихов.

В 1992 году МЦР стал членом Ассоциации неправительственных организаций при ООН. В этом качестве МЦР принимает участие в культурных программах ООН и имеет там своих постоянных представителей.

При МЦР работает Международный Совет Рериховских организаций, действующих в России и странах ближнего зарубежья. МЦР сотрудничает с Рериховскими обществами Болгарии, Австралии, Швейцарии, Германии, Канады, Мексики.

Важнейшая задача МЦР — сохранение и популяризация художественного, философского и культурного наследия семьи Рерихов.

Мероприятия, проводимые МЦР:

МЦР по праву можно назвать Духовным Центром Новой эпохи, духовным магнитом, заложенным Рерихами. Это — фокус Рериховского движения.

Президент Международного Центра Рерихов
Воронцов Юлий Михайлович

Родился 7 октября 1929 года в Ленинграде; окончил МГИМО; был Постоянным представителем РФ при ООН, советником Президента РФ по вопросам внешней политики; чрезвычайным и полномочным послом РФ в республике Индия, республике Франция, США. Дипломатическая деятельность Юлия Михайловича способствовала реализации многих мирных инициатив российской дипломатии, в том числе урегулированию ирако-иранского конфликта, выводу войск из Афганистана и т.д. Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта.

В настоящее время Юлий Михайлович продолжает свою деятельность дипломата, культурного и общественного деятеля в качестве специального представителя Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций.

Центр-Музей имени Н.К. Рериха
Гордость и слава русской культуры

В самом центре Москвы, в заповедной черте Белого города, где по одну руку виднеются сверкающие купола Кремля, а по другую — возвышается громада храма Христа Спасителя, в тихом, маленьком переулке, за чугунной вязью старинных ворот стоит дом. Его архитектура, расположение, аллея, ведущая к нему, и множество других примет напоминают о том, что перед нами — мир русской усадьбы, взлелеявший и особый, неповторимый характер пушкинской Татьяны, и целую плеяду умов, составивших славу и гордость русской культуры.

Как и у всякой московской усадьбы, сохранившейся до наших дней, у неё богатая история. Сводчатые потолки первого этажа дома — бывшего терема бояр Лопухиных, породнившихся с царём Петром I, переносят нас в семнадцатый, а парадная анфилада второго — в девятнадцатый век. Подобных архитектурных памятников во всем мире не так уж много. Но то, что привнёс в его жизнь век двадцатый, делает его поистине уникальным.

12 февраля 1993 года гостеприимная усадьба стала тем местом, о котором давно мечтали многие, — Музеем, носящим имя Николая Константиновича Рериха.

«Увидеть картину Рериха — это значит увидеть целый новый мир. Не занесённый ни на какие карты, он реален не менее Орловской губернии или королевства испанского», — утверждал писатель Леонид Андреев в начале XX века. Теперь мы знаем, что даже более. «Держава Рериха» — мир его возвышенной мысли, облечённый в свечение красок, — не перестает быть одним из самых любимых «мест паломничества» для многих ценителей подлинного искусства.

Но уникальность этого Музея заключается прежде всего в том, что феномен Рериха, автора свыше 7000 картин и около 30 книг, руководителя беспрецедентной в истории Центрально-Азиатской экспедиции, создателя множества обществ и учреждений культуры по всему миру, предстает со стороны далеко не всем известной. Наследие, которое младший сын художника, Святослав Николаевич, выполняя волю своих родителей, передал в 1990 году в дар народу России, раскрывает деятельность всей семьи Рерихов. Семьи, где каждый дополнял другого, а все вместе составляли единое целое, подчинившее свою жизнь служению Будущему. Об этом служении рассказывают многочисленные (их около тысячи) экспонаты Музея, где помимо удивительных картин Николая и Святослава Рерихов можно увидеть дневники с записями Елены Ивановны Рерих, на основании которых были созданы книги Живой Этики, и научные труды Юрия Николаевича Рериха, учёного-востоковеда с мировым именем, и находки экспедиции — памятники древних культур, а также личные вещи Рерихов, редкие фотографии и многое другое.

По вечерам, когда гаснет в Музее свет и таинственным свечением загораются давно уже ставшие нарицательными «рериховские краски», один из его залов превращается в концертный, а то и в театральный. Клавесин и барочная скрипка, былинные гусли и яркий звук современного «Стейнвея», виртуозные пассажи колоратурного сопрано и лирическая мягкость баритона, белые сюртуки и своеобразные диалоги героев Островского, особая, «храмовая» акустика, атмосфера камерности, свойственная старинным особнякам, и торжественности, присущей музею…

А ещё у Музея есть оптический театр с программами и для взрослых, и для детей, магазин-салон, где помимо широкого спектра литературы, аудио- и видеозаписей на самый взыскательный вкус можно найти изделия художественных промыслов, благовония и средства для фитотерапии.

© журнал «Новая Эпоха» № 23(4), 1999 г.

 

Адрес Музея:
Метро «Кропоткинская», Малый Знаменский переулок, д. 3/5.

Музей открыт ежедневно (кроме понедельника).
Касса работает с 11-00 до 18-00.
Осмотр экспозиции до 19-00.
Телефон для справок и заказа экскурсий
8(095)-203-64-19.

Формируются экскурсионные группы от 10 до 20 человек.
Возможно индивидуальное обслуживание.

«Вестник»
магазин-салон Международного Центра Рерихов

Это всегда широкий выбор отечественной и мировой философской литературы и в первую очередь изданий МЦР в сериях «Большая Рериховская библиотека», «Малая Рериховская библиотека», «Из личной библиотеки Рерихов», «Рериховская научно-популярная библиотека», включающих малоизвестные и ранее не публиковавшиеся архивные материалы. Среди них:

и многие другие.


В раздел «Рериховские организации» | В раздел «Рериховское движение»
На главную страницу

 

Hosted by uCoz